Дорога на Масабай

2019-07-22

В сорока пяти километрах к северо-востоку от города Кульсары, глубоко в степной глуши, находится нефтяное месторождение Масабай. Его открыли в 1977-ом году, а уже в 1980-ом закончили разведочное бурение, которое показало, что месторождение хранит залежи нефти с высокими качественными показателями. Масабай классифицировали как мелкое (до 10 млн. тонн извлекаемой нефти) месторождение. Но оно имело промышленное значение, и поэтому Масабай сразу же начали готовить к дальнейшей разработке. В степи выросли силуэты станков-качалок и нефтяных резервуаров, а окрестности наполнил рокот буровых установок.
22-го мая наша съемочная группа выехала на Масабай, ведь на обустройстве именно этого месторождения, в далеком 1996-ом году, компания «Ариадна» начинала свою строительную деятельность.

Мы знали, что Масабай находится в 15-20 км от села Косчагыл, однако более точных координат найти не удалось, потому что на современных интерактивных картах пункт с таким названием не обозначен. В Косчагыле решили узнать у местных жителей дорогу, но получали разноречивые ответы. Складывалось впечатление, что название месторождения у людей на слуху, но точного его расположения никто не знает. В чем дело, мы же в краю нефтяников?
Мы все-таки поехали в южном направлении – в эту сторону указывали многие. Через некоторое время дорога совсем опустела: не было не единой встречной машины, не говоря уже о прохожих. Наконец встретился грузовик. Уточнили у водителя – выяснилось, движемся в ошибочном направлении, и надо возвращаться. Но уехать сразу нам не удалось. Коварная дорога острым камнем пробила заднее колесо, как будто решив хоть ненадолго задержать у себя редких в этих краях путников. Выручило запасное колесо.

И все-таки нашей экспедиции, видимо, было суждено состояться – мы, хотя уже достаточно поплутали по запутанным степным дорогам, все же нашли Масабай.
Сейчас месторождение законсервировано, добыча нефти здесь не ведется. В стареньком обшарпанном вагончике только сторож Аманбай, бывший начальник участка. Он живет здесь вахтами, охраняет «базу». А база представляет собой груду сконцентрированного в нескольких местах промыслового оборудования – покосившийся буровой станок, пара заржавевших станков-качалок, автомашина, от которой остались только кабина и рама… Правда, сероватые от выцветшей краски «серебрянки» цилиндры нефтяных резервуаров и запертые производственные помещения в хорошем состоянии. А вот вентили труб, по которым когда то текла нефть, заварены. Грустное, признаться, зрелище.

— Мы эти домики строили, — с нескрываемым разочарованием оглядывает площадку Василий Иванович Романчук, ветеран «Ариадны», принимавший участие в обустройстве Масабая.

– А ведь тогда люди так хотели запустить месторождение, получать нефть…
В середине девяностых годов оценка разведанных геологами запасов этой нефтяной структуры позволяла начать ее промышленное освоение. Время было трудное – кризис. Только что организованная компания «Ариадна» и нефтяники нашли друг друга. У «Ариадны» были опытные строители, у Масабая кое-какие средства. Василий Иванович рассказал, с какими надеждами и энтузиазмом месторождение готовили к разработке.

Мы ведь получила на Масабае свой первый крупный объем работ, до этого работали, можно сказать, на подхвате, — вспоминает В. Романчук. – И это бывшее СУ-4, мощное строительное управление! А тут появилась надежда. Техники было мало, поэтому немногочисленной строительной группе нашей юной компании приходилось работать практически вручную.

Перед «Ариадной» тогда стояла задача обустройства скважин. Надо было прорыть котлован, протянуть нефтепровод и вспомогательные трубные линии. Параллельно тянули ЛЭП.

— Мы имели только несколько бульдозеров, экскаваторов и трубоукладчиков, бригада наших работников трудилась напряженно, не жалея себя, — продолжает рассказ Василий Иванович. — Работа на месторождении была грязной, к тому же удобств для работников совсем не было. Объект находился на внушительном расстоянии от ближайшего населенного пункта. И материалы, и питание привозили нам по бездорожью, с большим трудом. Но, несмотря ни на какие сложности, с объемом работ наша молодая компания тогда успешно справилась. А что сегодня?..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня стоит посреди степи унылый, грустный, проржавевший и фактически брошенный на произвол судьбы Масабай. С появлением рядом нефтяного гиганта, добывающего за сутки нефти больше, чем все мелкие месторождения вместе взятые, структуры, подобные Масабаю, потеряли промышленное значение. Да и сама нефтяная промышленность Казахстана быстро переориентировалась на крупные масштабы. Некоторые месторождения просто забросили, другие отдали в частные руки, приватизировали. Выстояли – единицы, те, где нефти было побольше. Масабай же уже многие годы находится, как сейчас говорят, в спящем режиме. Может, настанет время его пробуждения?..
Уезжая, мы испытывали смешанные чувства. Как все-таки печально видеть крах каких-то начинаний и, возможно, уже необратимые последствия. Говорят, Масабай можно было эксплуатировать с небольшой прибылью, нефть на этой структуре имеется. Но сейчас в Казахстане действуют более жесткие стандарты, особенно в экологии. Чтобы им соответствовать, Масабаю нужна существенная модернизация. А она стоит немалых денег, которых нет. Обидно за это месторождение.
Но радостно за «Ариадну», которая обустраивала Масабай, по существу, вместе с ним начиная свою производственную деятельность. В этом году мы отмечаем свой двадцатипятилетний юбилей в статусе успешной, стабильной и авторитетной строительной компании, с крепкими позициями на Тенгизском месторождении и большими перспективами на будущее.

Анна ПЕЧОРИНА.